О заводе
Датой основания завода считается 1895 год, когда обрусевший немец из Виндавы Александр Карлович Штейн открыл мастерскую с 2 рабочими и 1 токарным станком. В 1896 –1897 годах Штейн предлагал услуги по устройству водопроводов для имений, дач, бурению артезианских скважин.
К 1905 году мастерская превратилась в механический завод, на котором работало 70 человек. Завод изготавливал насосы, паровые котлы, подшипники, отливки из бронзы и меди. В 1907 году на углу Кахановского бульвара и Панковской улицы (Октябрьского пр-та и ул.Металлистов) была построена 2-хэтажной контора из кирпича.
В 1905-1914 годах на заводе изготавливали насосы, паровые котлы, торфяные машины, резервуары, отливки из бронзы, меди и чугуна (тротуарные плиты, крышки люков, печное литье). Выполнял заказы по бурению артезианских скважин и устройству водопроводов в Санкт-Петербургской, Новгородской, Витебской, Смоленской, Эстляндской, Лифляндской губерниях. Выполнял строительные и монтажные работы на мелких предприятиях. Штейн торговал кирпичом, цементом, глиной, мозаичными плитами для полов и тротуаров, металлическими и керамическими трубами, водопроводными принадлежностями и электротоварами. Также он был представителем иностранных фирм по реализации динамо-машин, насосов, паровых котлов, локомобилей, автомобилей. При заводе действовала техническая контора, где выполнялись заказы на устройство электрического освещения в Летнем театре Сергиевского сада, на плавучем мосту к приезду императора Николая II в августе 1903 года, в Народном доме имени Пушкина. Также Штейн выполнил заказ по укладке рельсов городского трамвая.
В 1914 году Штейн продал завод военному ведомству. Завод получил название “Северо-западные мастерские”.
После революции 1917 года основной продукции были сельскохозяйственные машины. Также на заводе выполняли мелкий ремонт паровозов. После занятия Пскова 25 февраля 1918 года кайзеровскими войсками, завод выполнял заказы городского самоуправления. В мае 1919 года Псков был занят отрядами Булак-Балаховича. Часть заводского оборудования была вывезена Штейном в Эстонию.
В октябре 1919 года завод был восстановлен и получил название «Металлист». В 1921 году “Металлист” объединился с заводом “Сельмаш” (бывшим механическим заводом Сультсона, который изготавливал плуги) и стал называться «Псковский завод сельскохозяйственных орудий «Металлист». “Сельмаш” стал плужным цехом. Кроме плугов в плужном цехе изготавливали отвалы плугов, гнули дышла. Впрочем, часто его называли по-прежнему -«Металлист».
1924 год –“Металлист” массово изготавливает сельхозхмашины: плуги братьев Фроловых, веялки, молотилки, оси для телег и экипажей. Также делает отливки из чугуна и меди (части для печей, люки, для ремонта локомотивов). В деревообделочном отделении (цех) завода, которое располагалось в здании бывшей каторжной тюрьмы (“Псковский централ”), изготавливают деревянные части для веялок. На заводе в 3 цехах работало уже 179 человек.
1927 год — выпуск машин для обработки льна. 1931 год – столяр порховского совхоза “Полоное” Павел Гельштейн изобрел льноочесывающую машину, которая получила его имя. Гельштейн перешел на работу на “Металлист”.
1933 год — выпуск машин для торфяного машиностроения: кранов для удаления пней, торфомашин,торфонасосов.
Во время войны 1941-1945 годов завод был полностью разрушен, оборудование было вывезено в Германию. Сразу после освобождения Пскова было налажено производство самых необходимых предметов: деревянных рам, ведер… Постепепенно стали расти новые цеха, пускалось в эксплуатацию обрудование.
В 50-е годы на заводе началось освоение электротехнической продукции. В январе 1958 года завод был переименован в «Псковский электромашиностроительный завод» («ПЭМЗ»), и в том же году начат серийный выпуск электрических машин постоянного тока.
В 70-х годах завод активно строится, вводятся новые производственные площади, на которых устанавливается закупленное в Японии оборудование для производства микроэлектродвигателей для кассетных магнитофонов. Первый микроэлектродвигатель сошел с конвейера в 1977 году. В 1991 году завод выпустил 3,5 млн.штук микроэлектродвигателей. Был освоен выпуск новых серий машин постоянного тока, асинхронных электродвигателей, электродвигателей серии КД для бытовой электротехники, специальных электрических машин для нужд обороны.
В 90-е годы спрос на выпускаемую продукцию резко упал. В короткие сроки на заводе был освоен выпуск синхронных генераторов для пассажирских вагонов, микроэлектродвигателей для кассовых аппаратов, для проблесковых маячков спецмашин, для сервисных устройств легковых автомобилей, для электромеханических игрушек; электродвигателей для электрокара; электродвигателей для канальной вентиляции. Обновление продукции составило более 90%.
В 2003 году завод освоил производство расщепителя фаз РФЭ-У1 для электропоезда, тягового двигателя ТАД-21 для привода трамвая, электродвигателя ДПТВ-16,25 У2 для привода вентилятора охлаждения блока резистора для самосвала “БелАЗ”, асинхронных электродвигателей с внешним ротором ДАК 92-45, ДАК-120, контейнера коммунального К-0,75 ПП для утилизации мусора.
Выпуск микроэлектродвигателей, электродвигателей с внешним ротором и изделий из пластмассы методом ротоформовки был прекращен.
Электродвигатель ТАД-21 был взят за основу при разработке и изготовлении тяговых асинхронных электродвигателей серии АТД, применяемых для привода трамваев, в том числе низкопольных. С 2006 года был начат выпуск тяговых асинхронных электродвигателей ТАД-3 для привода троллейбуса. В настоящее время для троллейбусов выпускаются различные электродвигатели серии ДТА.
В 2010 году разработаны тяговые асинхронные электродвигатели типа ДАТМ для поездов метрополитена, серийный выпуск которых начат в 2011 году.
В 2015 году был разработан и серийно выпускается асинхронный тяговый электродвигатель типа АТД-10 (72 кВт,500 в) для привода низкопольных трамваев. Электродвигатель является аналогом электродвигателя компании TSA (Австрия).
Производство
Акционерное общество «Псковский электромашиностроительный завод» специализируется на разработках и серийном изготовлении электрических машин постоянного и переменного тока мощностью до 300 кВт и аппаратов для различных отраслей промышленности, в том числе для железнодорожного и городского транспорта, станкостроения, судостроения, автомобильной промышленности и военной техники.
Предприятие имеет значительный научно-технический потенциал, патентную и информационную базу данных, ряд работников завода постоянно публикуют работы в научно-технических изданиях.
На предприятии имеются следующие цеха, участки и лаборатории:
1. Цех цветного литья. Оснащён машинами литья под давлением, в том числе с горизонтальной камерой прессования, усилием запирания форм от 160 ТС до 630 ТС, массой заливаемого металла от 2,1 до 10 кг, наибольшим усилием прессования от 25 ТС до 67 ТС и вертикальной камерой прессования, массой заливаемого металла 4,3 кг, удельным давлением в камере сжатия -32 МПа (производства бывшей Чехословакии).
2. Механические цеха.
Большой парк разнообразного металлорежущего оборудования позволяет выполнять как мелкоразмерную обработку так и обработку крупных деталей и узлов. Оснащен универсальным оборудованием, станками с ЧПУ и современными высокопроизводительными обрабатывающими центрами с ЧПУ токарной и фрезерной групп, позволяющих вести обработку как корпусных деталей, так и тел вращения.
Из последних приобретений завода стоит отметить токарные обрабатывающие центра производства Южной Кореи:
горизонтально-токарный обрабатывающий центр с ЧПУ Doosan Infracore PUMA 300 LC; вертикально-токарный обрабатывающий центр с ЧПУ Doosan Infracore PUMA VT 900; вертикально-токарный обрабатывающий центр с ЧПУ Doosan V 740. фрезерные обрабатывающие центра производства США:
вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ HAAS VF-5/50; горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ HAAS EC-1600YZT. Установку пропано-кислородной резки RUR 2500G производства Чехии. Все современное оборудование оснащено импортным режущим инструментом ведущих мировых производителей,в т.ч. SANDVIK; ISCAR, что позволяет его эффективно использовать, быстро и качественно изготавливать продукцию.
3. Участок изготовления резинотехнических изделий.
4. Участок изготовления постоянных магнитов из феррита стронция методом сухого прессования с современной линией производительностью более 10 млн. штук в год.
5. Участок изготовления подшипников скольжения микроэлектродвигателей.
6. Штамповочное производство. Оснащено прессами PASU-40, PASU-63, PASU-100, PAUST-63 производства ФРГ, Aida NC-110, Aida FT-2-6, DH-35, пресс-автоматами RDU-20BA (Япония).
7. Участок изготовления деталей из пластмасс на термопластавтоматах при помощи:
а) горизонтальной камеры впрыска: мод. N-70A, N-100A (производства Японии) с объемом впрыска 84 куб.см., KuASY-170/55, KuASY-410/100, KuASY-630/160, KuASY-1400/250 (производства ФРГ) с объемом впрыска соответственно 168, 340, 512 и 1160 куб.см.; SH-300, YM165mk111 (производства Индии и Гонконга) с объемом впрыска 942 и 165 куб.см.; ДЕ3300Ф1, ЛПД-500/160, ДВ3127-63 (производства бывших Республик СССР) с производительностью впрыска 178, 400 и 63 куб.см;
б) вертикальной камеры впрыска, мод. SAY-60/52 (производства Японии) с объемом впрыска 40 куб.см.
8. Гальванический участок. Обеспечивает следующие виды гальванических покрытий: цинкование, олово-висмут-покрытие, никелирование, химическое никелирование, хромирование, серебрение, травление и пассивирование меди и медных сплавов, травление и осветление алюминия, анодирование алюминия, химическое оксидирование стали, химическое фосфатирование стали, химическое оксидирование алюминия.
9. Участки намотки, изолировки, укладки статоров и якорей электрических машин.
10. Участки сборки электрических машин.
11. Измерительные лаборатории, лаборатория испытаний и исследований, аккредитованная на проведение сертификационных испытаний.
12. Шумовая камера, оснащенная оборудованием компаний «Маtsushita Еlеctric» и «Bruеl & Kjaеr».
Предприятие имеет значительное количество современного универсального, специального технологического и контрольно-измерительного оборудования.